Назад

МОУ «Осьминская средняя общеобразовательная школа»

Программа
«Здоровье»

Срок реализации: 2015 – 2019 г.

Составитель:

Заместитель директора по воспитательной работе

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
 Пояснительная записка


Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло в настоящее время масштабов национальной проблемы.
Среди заболеваний наиболее распространены патологии  опорно-двигательного аппарата, органов зрения, верхних дыхательных путей и органов пищеварения. Постоянно растет число детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Цель современной школы - подготовка своих воспитанников к успешной адаптации в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Но следует помнить, что в условиях многократно возросшей в образователь­ном пространстве нагрузки особое внимание следует уделять здоровью всех участников об­разовательного процесса: учащихся, педагогов и обслуживающего персонала. И в первую очередь, конечно же, здоровью учащихся, в связи с:
относительной морфофункциональной незрелостью и интенсивным тече­нием процессов роста и развития детского организма;
меньшей толерантностью к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе и образовательной;
использованием в процессе обучения всех основных сенсорных систем ребенка, таких как визуальная (или зрительная), аудиальная (или слуховая), ки­нестетическая (или телесная);
экологической (техногенной) загрязненностью образовательного про­странства ОУ (например, шумовое, электромагнитное и электростатическое за­грязнения и пр.).
Перечисленные характеристики зависимости здоровья обучающихся от особенностей организации образовательного процесса современной школы требуют четкой регламентации всех условий, определяющих жизнедеятель­ность школьников в период нахождения в образовательном учреждении.
Этому будет способствовать реализация программы «Здоровье».
В школе разработана программа «Здоровье», которая основывается на
1.Конвенции ООН о Правах Ребенка;
2.Конституции Российской Федерации;
3. Законе Российской Федерации «Об образовании»;
4. Национальной Доктрине образования Российской Федерации;

Основные концептуальные положения Программы «Здоровье»:
1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.
2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.
3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.
 Цели программы: 
1. Поддержание и создание  условий для сохранения и укрепления физического, психического и духовно-нравственного здоровья всех участников образовательного процесса.
2. Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.
3. Выработка индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить здоровье в современных условиях жизни.

Задачи программы:
Создание реальных социально-гигиенических и социально-психологических условий в школе, способствующих укреплению здоровья.
Контроль  выполнения санитарно-гигиенических требований с уче­том особенностей современного образовательного учреждения.
Обеспечить включение в оптимизированную активную двигательную деятельность всех учащихся школы для сохранения и укрепления физического здоровья.
4. Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
5. Пополнять и обновлять банк данных эффективных здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих методов, методик и технологий.

6. Разработать пакет методических материалов (пособий, рекомендаций, буклетов и пр.) для педагогов, учащихся и родителей по вопросам развития ре­бенка, охраны и укрепления его здоровья.
7. Продолжить обучение всех участников образовательного процесса эле­ментарным приемам сохранения и укрепления индивидуального здоровья.

В соответствии с основными задачами содержание работы школы определяется следующими направлениями:
            - научным, изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования;
            - прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания. Направление предполагает подготовку кадров педагогических, ориентированных на ЗОЖ, создание учебных пособий, методических рекомендаций;
            - практическим (работа с детьми, родителями, педагогами ОУ в рамках программы).
Реализация поставленных задач будет осуществляться конкретными средствами, методами, через систему спланированных мероприятий. Созданием определенных условий, в комплексе с концепцией развития учебно- воспитательного процесса школы:
организацию скоординированных действий по уменьшению детского травматизма;
усовершенствования сбалансированного разнообразного питания;
разработку комплекса мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения;
адаптацию и внедрение современных социальных технологий, направленных на уменьшение всех видов насилия в семье, школе и других социальных группах, где находятся дети и подростки.
 Основными видами деятельности по программе «Здоровье» в школе являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.
Диагностическая деятельность.
Школа решает следующие конкретные диагностические задачи:
            - диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;
            - диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка;
            - диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации;
            - контроль за сбалансированностью питания;
            - мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития.
 Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.
 Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием. Профилактическая и коррекционная работа проводится как с отдельными детьми, педагогами, так и с их группами. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия:
            - диагностика с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;
            - разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.
Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи:
- консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;
- индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;
- повышение валеологической грамотности через работу педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраний;
- на базе библиотеки комплектация библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни.
Реализация программы «Здоровье» требует решения ряда организационных проблем:
1.  мониторинг состояния здоровья школьников;
2.  нормализация учебной нагрузки;
3. повышение квалификации работников школы в вопросах охраны здоровья, рациональной организации учебного процесса, ликвидации учебных перегрузок;
4. информирование родителей в вопросах охраны здоровья, предупреждения школьных проблем и помощи детям с трудностями школьной адаптации;
Основные принципы реализации программы:
Принцип триединого представления о здоровье: здоровье - это нераз­рывное единство трех составляющих - физического здоровья, психического здоровья и духовно-нравственного здоровья.
Принцип ненанесения вреда: подразумевает использование апробиро­ванных и рекомендуемых методов нейтрализации негативного воздействия школы на здоровье всех участников образовательного процесса.
Принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов:предполагает, что все происходящее в школе - от разработки планов и составления расписания до организации внеурочной деятельности и работы с родителями - должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологиче­ское состояние и здоровье учащихся и учителей.
Принцип непрерывности и преемственности: определяет необходи­мость проводить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся и пе­дагогов не от случая к случаю, а каждый день и на каждом учебном занятии или школьном мероприятии.
Принцип соответствия содержания и применения здоровьесберегающих технологий возрастным особенностям обучающихся: обоснованность применения как традиционных, так и нетрадиционных методик оздоровитель­ной работы и здоровьесберегающих технологий в различных возрастных груп­пах
Принцип комплексного междисциплинарного подхода - основа эффек­тивной работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образо­вательного процесса, так как только тесное и согласованное взаимодействие педагогов и школьных специалистов является условием достижения положи­тельных результатов оздоровительной деятельности.
Принцип медико-психологической компетентности учителя  опреде­ляет высокие требования к уровню психологической и медико - валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания и ценностных ориента­ций у педагогов.
Сроки реализации программы 2011 – 2016 годы
Этапы выполнения программы «Здоровье»
1.Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:
Соблюдение теплового режима;
Поддержание в помещениях школы чистоты;
Соблюдение нормативов освещенности в классах;
Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;
Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;
Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний  обучающихся
2.Условия для здоровья на уроках:
Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека:
- Формирование правильной осанки;
- Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.;
- Физкультминутки до 8 класса  включительно;
- Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;
Морально –психологические:
- Деловая, деятельная атмосфера;
- Уверенность в успехе;
- Доброжелательность;
- Раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).
3.Формирование социально-психологического климата в школьном коллективе, отвечающего следующим требованиям:
Перспективность, оптимистичность;
Жизнерадостность;
Уверенность в успехе, результативности как в личной, так и в коллективной деятельности;
Защищенность обучающихся;
Дух сотрудничества;
Построение оптимальных целесообразных отношений учитель – ученик.
4. Изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях:
Увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков;
Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости;
Активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста;
Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры,
Увеличение доли времени на улучшение осанки.
5. Во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях. Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:
Проведение два раза в год «Дня здоровья» -спортивного праздника с участием всего школьного коллектива и родителей обучающихся как комплекса эстафет, соревнований и туризма;
Организация различных внутришкольных соревнований, веселых стартов среди обучающихся, спортивных встреч родителей и обучающихся;
Культивировать с младших классов массовость, активность в школьных вечерах, танцах, рассматривая танцы как важное дополнительное средство расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной;
Использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры);
Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д.Участие в районных спортивных состязаниях.
6.Программа здоровья учителя, которая включает в себя:
Творческую активность;
Поддержание благоприятного морально-психологического климата;
Организацию здорового досуга;
Занятия физической культуры и спортом;
Апробирование приемов и средств оздоровления организма.
7.Пропаганда здорового образа жизни:
Формирование физиологии здоровья;
Обучение способам оздоровления организма;
Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.
8.Установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:
Проведение медосмотров врачами комплектующего центра;
Профилактика инфекционных заболеваний;
Организация медицинского ликбеза через классные часы, уроки ОБЖ, встречи с медицинскими работниками;
Обучение всех участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи.
9. Работа с родителями:
проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка;
вооружение родителей основами психолого- педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье;
включение родителей в воспитательный процесс школы;
привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.);

 Направление реализации программы «Здоровье»
1.            Оптимизация учебно-воспитательного процесса
2.            Оздоровительные мероприятия
3.            Повышение двигательной активности учащихся
4.            Валеологическое просвещение участников образовательного процесса

План работы  программы «Здоровье»

Мероприятия

сроки

Руководитель

1.

Гигиеническая оценка воздушно-теплового режима  учебных   кабинетов,   рекреаций   и спальных помещений.

ноябрь

Администрация

2.

Гигиеническая оценка освещенности учеб­ных кабинетов, рекреаций и вспомогатель­ных помещений.

1 раз в четверть

Зам.по АХЧ

3.

Гигиеническая оценка учебных занятий и мероприятий.

Постоянно

Зам.по УВР

4.

Оформление документации «Охрана жизни и здоровья детей» (карты «Индивидуального развития», листки здоровья в классных журналах)

ноябрь

Врач
Психологи,
Кл.руководители

5.

Осуществление контроля выполнения СанПиНа:
 - световой , питьевой, воздушный режим кабинетов, спортивного зала, мастерских;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, рассаживание обучающихся согласно рекомендациям;
- анализ школьного расписания, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий

В течение    учебного года

Врач,
Зам.по УВР,
Зам.по АХЧ, классные руководители

6.

Организация и проведение утренней гим­настики до учебных занятий для учащихся 2-8  классов.

Ежедневно

Учителя физкультуры

3.

Проведение декады по охране зрения:
- составление списка обучающихся с пониженным зрением;
- профилактические мероприятия

Ноябрь
декабрь

Врач,
Зам.по безопасности,
Классные руководители

4.

Медосмотр обучающихся

Ноябрь
декабрь

Врач

5.

Борьба с гиподинамией. Обязательное  использование  на учебных занятиях физкультурных минуток и динами­ческих пауз ;организация подвижных игр;

В течение учебного года

Учитель
физкультуры
Воспитатели ГПД, кл.рук.

 

Организация и проведение динамических перемен для учащихся 2 - 4 классов.

В течение года

Учителя, воспитатели ГПД

 

Использование учителями - предметника­ми методики здоровьесберегающего урока.

Постоянно

Учителя-предметники

6.

Осуществление контроля обучения технологии,  ОБЖ, информатике

В теч. года

Администрация

7.

Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек обучающихся.

В течение учебного  года

Зам. Директора по ВР, Кл. руководители

 

Витаминизация блюд школьной столовой. Использование элементов фито- и арома-терапии  на учебных занятиях и во время проведения различных мероприятий.

Постоянно

Заведующий столовой

 

Использование элементов фито- и арома-терапии  во время проведения большой перемены.

Постоянно

Заведующий столовой

 

Работа психологов с учащимися.

Постоянно

Психологи

8.

Родительские собрания и лектории по ЗОЖ, занятия физкультурой и спортом.

В течение уч.года

Администрация,
учитель физкультуры

9.

Пропаганда ЗОЖ: оформление газет, плакатов, просмотр видеофильмов, беседы.

В течение года

Врач,
классные руководители

10.

Школа здоровья: Дни здоровья, спортивные секции, спортивные мероприятия.

В течение года

Администрация, зам. директора по ВР, учитель физкультуры

12

Использование элементов закаливания на уроках физической культуры и занятиях в спортивных секциях.

В течение года

Учитель физкультуры

13

Различные формы работы с родителями обучающихся Родительский всеобуч «Наша семья - за здоровый образ жизни».

По плану

Родительский комитет, классные руководители

14

Организация и проведение спортивных праздников, соревнований для школьников и родителей

ежегодно

Родительский комитет, классные руководители, учитель физкультуры

 

Реализация  проекта «Красивая школа»

Ежегодно

Учитель биологии
Зам.директора по ВР

 

Комплексная воспитательная подпрограм­ма «Я - за здоровый образ жизни»:
•       модуль   1:   «Система   профилактико-
просветительских классных часов для 2-8
классов»;
•       модуль 2: «Спортивно-оздоровитель­ные мероприятия»;
•       модуль 3: «Профилактика асоциаль­ного поведения»;

В течение года

Зам. директора по ВР
Классные руководители Учитель физкультуры

Зам.  по ВР

 

Постоянно действующий семинар для пе­дагогов     школы     «Психо-физиологические особенности школьников»:
•       модуль   1:  «Валеологическая  компе­тнетность
педагога»;
•        модуль 2 «Социально-педагогическая
компетентность педагога».

В течение года

Директор школы
Врач
Педагоги-психологи

 

Использование ИКТ для совершенствова­ния и повышения эффективности оздорови­тельной деятельности школы

Постоянно

Учитель информатики
Зам. директора по УВР

Индикаторы оценки результатов реализации программы:
Стабильные показатели качества знаний учащихся при переходе на следующую ступень обучения.
Положительная динамика численности детей, занимающихся в спор­тивных секциях.
Отсутствие отрицательной динамики состояния физического, психи­ческого и духовно-нравственного здоровья учащихся школы.
Положительное отношение родителей и обучающихся школы к про­цессам, происходящим в образовательном учреждении.
Минимализация отклонений от санитарно-гигиенических норм и требований обеспечивающая безопасность и комфортность образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Отсутствие отрицательной динамики состояния физического, психиче­ского и духовно-нравственного здоровья обучающихся.
Сформированность у обучающихся отношения к своему здоровью как общечеловеческой ценности и привитие навыков здорового образа жизни.
Проявление у педагогов, учащихся и их родителей активности, инициа­тивы и творчества в организации и проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, обучающихся в школе.
Уменьшение количества детей, употребляющих табак, алкоголь.
Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

Мониторинг эффективности реализации программы
ЦИКЛОГРАММА МОНИТОРИНГА

Наименование мероприятий мониторинга

Сроки

Ответственные

1

Организация смотра-конкурса на самый экологически комфортный учебный каби­нет.

1 раз в полугодие

Зам. директора
по УВР,
председатель
УС

2

Оценка  экологической   комфортности   и безопасности образовательного учрежде­ния.

1 раз в полугодие

Учитель биологии

3

Анализ состояния физического, психиче­ского и духовно-нравственного здоровья учащихся

2 раза в год

Медицинский работник

4

Оценка   сформированности   у   учащихся школы основ здорового образа жизни.

2 раза в год

Классные руководители

5

Оценка здоровьесберегающего потенциа­ла образовательного учреждения.

1 раз в год

Директор школы

6

Педагогический Совет «Анализ зависимо­сти уровня обученности и состояния здо­ровья обучающихся».

Май

Директор школы

 назад